Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная налоговая система – результат длительного развития цивилизации. Она представляет собой сложное социальное образование, тесно связанное как с развитием экономики, так и с развитием государства.
Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством. Исторически они возникли с разделением общества на классы и появлением государства: это «взносы граждан» для содержания публичной власти. Налогообложение прошло длительный путь развития. Рабовладельческое, а затем и феодальное государство использовали налоги для пополнения своей казны. По мере развития товарно–денежных отношений налог приобретает денежную форму. Одним из первых денежных налогов был поголовный налог на всех граждан в Римской империи во II в. н. э. – трибут. Постепенно денежные налоги вытесняют все остальные виды государственных доходов и становятся ведущими в финансовых ресурсах государства. Сейчас они обеспечивают 80–90% всех доходов государства.
Формирование самостоятельной налоговой системы Российской Федерации, начавшееся в начале 1990–х годах, обусловило появление интересов к теоретическим и практическим проблемам налогового регулирования.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что уже больше десяти лет в Российской Федерации проходит масштабная налоговая реформа. В результате в стране создана совершенно новая основа правового регулирования налоговых отношений. В настоящее время существует единый кодифицированный законодательный акт – Налоговый кодекс Российской Федерации. Только в рамках кодекса можно оптимально и эффективно закрепить основные цели и задачи налоговой политики, создать отвечающую требованиям экономической и социальной эффективности налоговую систему.
Объектом исследования является налоговая система России.
Предметом исследования – установление налогов.
Цель работы – изучить Установление налогов в России.
В соответствии с целью определены следующие задачи работы:
изучить теоретические основы установления налогов;
рассмотреть установление налогов по законодательству Российской Федерации.
Методологической базу исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, метод от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, формально–логический, сравнительный и др.
Теоретической основой исследования явились труды ученых в области налогов и налогообложения, таких как Б.Х. Алиев, С.В. Барулин, Н.А. Игнатущенко, О.В. Качур, И.А. Майбуров, И.А. Маслова, Г.Б. Поляк, Н.В. Ушак и др. Эмпирической базой исследования послужили официальные данные сети интернет и действующее законодательство.
Структура и объем работы определяются ее целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические основы установления налогов
В условиях рыночной экономики управление налогами является основополагающей составляющей в государстве. Дальнейшее динамичное развитие страны требует серьезного развития налоговой структуры, в частности сферы, влияющей на сектора и подсектора функционирования экономики. Налогообложение является основой для существования экономики любой страны. Для того, чтобы разобрать вопрос налогообложения в России необходимо дать определение данному понятию.
Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов, включающая в себя определение видов, величин и ставок налоговых платежей, порядок их уплаты различными субъектами. С начала реформ и по настоящее время процессы преобразований в органах управления налогообложением не являются однонаправленными и однозначными. Важная роль в осуществлении этой реформы отводится трансформации инструментов и механизмов управления налогообложением. Трансформации необходимо совершать на условиях изменчивости экономической структуры .
В условиях современной экономической системы ни одно государство не способно оградить себя от рисков в управлении налоговой системы. Наглядным примером финансово–экономический кризис, поразивший национальные экономики множества стран. Независимо от того, насколько идеальна выстроена система налогообложения–существуют риски.
Денежные средства, которые поступают от налогов не имеют целевого назначения, они поступают в бюджет и уже после этого расходуются на нужды государства. Даже в условиях того, что в государстве выстроена должным образом система налогообложения, могут быть пробелы в системе государственного контроля. Поэтому сущность налогообложения зависит не только от методологических особенностей, но и от комплексно выстроенной системы.
Современное налогообложение требует внимательного изучения и проведения анализа методов и средств управления в полной мере учитывающие специфику системы страны, а также разработку кардинального вектора развития органов от которых зависит эффективное административное реформирование налоговой системы страны.
России политика налогообложения направлена напротив на стимулирование повышений собираемости налогов. На основании этого формируется два кардинально противоположных момента: увеличение налогообложения способствует росту дохода в бюджете страны. Это является положительным моментом. Изменение объемов налогообложения влияет на экономическое поведение налогоплательщика и, как показывает практика не всегда в лучшую строну. Налоговая система страны является одной из эффективны систем формирования экономики страны. Проводимые реформы в сфере налогообложения направлены на развитие предпринимательского сектора, устранению «теневой экономики», привлечение иностранных инвесторов .
Налоговая система любой страны должна разрабатываться с помощью базовых правил, которые, в свою очередь, образуют совокупность принципов налогообложения. Т.е., принцип налогообложения – это основополагающие положения и правила, применяемые в сфере налогообложения. В свою очередь принципы налогообложения реализуются через методы.
Под методами налогообложения понимаются изменения ставки налога под воздействием базы налога.
Различают четыре метода налогообложения:
1. Равный.
2. Пропорциональный.
3. Прогрессивный.
4. Регрессивный.
Равное налогообложение. Этот вид налогообложения предполагает установление фиксированной суммы налога, которая взимается с налогоплательщика. В этом случае используется твердая налоговая ставка, равная для всех видов налогоплательщиков. Основное достоинство этого метода налогообложения в его удобстве. Главный недостаток – в том, что он не берет в учет имущественное положение и размер дохода налогоплательщика, т.е. малоимущие слои населения будут нести большее бремя налогообложения, нежели состоятельные.
Применение этого метода во многом предопределяется удовлетворением потребностей налогоплательщиков. Общая же потребность должна быть удовлетворена общими усилиями налогоплательщиков. Поэтому никто не должен освобождаться от уплаты налога.
В современных условиях этот вид налогообложения не соответствует принципу справедливости и неэффективно с экономической точки зрения.
Пропорциональное налогообложение. В этом методе налогообложения устанавливаются фиксированные ставки для каждой категории налогоплательщиков, которые не меняются не смотря на динамику базы налога. При применении пропорционального налогообложения величина налога растет вместе с ростом базы для расчета налога. На основе этого метода строится большинство налогов в Российской Федерации .
Прогрессивное налогообложение. При применении этого метода рост налоговой ставки сопровождается ростом ставки налога. В этом случае налогоплательщик, обладающий меньшим доходом, несет более тяжелое бремя от налогов, нежели более состоятельный, т.к. у менее состоятельного плательщика остается меньшая доля свободного дохода, а доля налога, выплачиваемая за счет этого дохода, становится выше. Поэтому целесообразно ввести градацию при расчете налога с учетом потребностей разных категорий налогоплательщиков. В прогрессивном налогообложении существует 4 вида прогрессии: Простая поразрядная. Здесь создаются разряды базы налога и для каждого разряда устанавливается твердая сумма налогового оклада. В настоящее время данная система не применяется.
Простая относительная прогрессия. При применении данного метода устанавливаются и разряды, и фиксированные пропорциональные ставки по разрядам. Простая относительная прогрессия применяется при исчислении транспортного налога. Преимущество этого метода перед простой поразрядной в пропорциональном возрастании налога, но по–прежнему в качестве недостатка сохраняется резкость переходов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146–ФЗ / Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 31. – Ст. 3824.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117–ФЗ / Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 32. – Ст. 3340.
3. Бабаев, Ю. А. Расчеты организации. Учет, налогообложение, управление / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров. – М.: Инфра–М, Вузовский учебник, 2018. – 336 c.
4. Базилевич, О. И. Налоги и налогообложение / О.И. Базилевич, А.З. Дадашев. – М.: Вузовский учебник, Инфра–М, 2019. – 288 c.
5. Вылкова, Е. С. Налоговое планирование. Теория и практика. Учебник / Е.С. Вылкова. – М.: Юрайт, 2014. – 672 c.
6. Дорофеева, Н.А. Налоговое администрирование. Учебник / Н.А. Дорофеева. – М.: Дашков и К°, 2014. – 208 c.
7. Евстигнеев, Е. Н. Налоги и налогообложение. Теория и практикум / Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова. – М.: Проспект, 2014. – 520 c.
8. Косарева, Т. Е. Налогообложение организаций и физических лиц / Т.Е. Косарева, Л.А. Юринова, Л.Г. Баранова. – М.: Бизнес–пресса, 2018. – 240 c.
9. Лазарева, Н. В. Налоги и налогообложение / Н.В. Лазарева. – М.: Феникс, 2018. – 320 c.
10. Маршавина, Л. Я. Налоги и налогообложение. Учебник / Л.Я. Маршавина, Л.А. Чайковская. – М.: Юрайт, 2016. – 504 c.
11. Морозов, А. А. Налоговая система и законодательное регулирование налогового обложения / А.А. Морозов. – М.: Знание, 2018. – 104 c.
12. Налоги и налогообложение. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2015. – 496 c.
13. Налоговые системы. Методология развития. – М.: Юнити–Дана, 2019. – 464 c.
14. Налоговый контроль. – М.: БГЭУ, 2019. – 220 c.
15. Налоговый процесс / Н.Д. Эриашвили и др. – Москва: Огни, 2018. – 376 c.
16. Оканова, Т. Н. Региональные и местные налоги / Т.Н. Оканова, М.Е. Косов. – М.: Юнити–Дана, 2016. – 160 c.
17. Ордынская, Е. В. Организация и методика проведения налоговых проверок / Е.В. Ордынская. – М.: Юрайт, 2015. – 416 c.
18. Ордынская, Е. В. Организация и методика проведения налоговых проверок. Учебник и практикум / Е.В. Ордынская. – М.: Юрайт, 2015. – 406 c.
19. Перов, А. В. Налоги и налогообложение / А.В. Перов, А.В. Толкушкин. – М.: Юрайт, 2019. – 944 c.
20. Сердюков, А. Э. Налоги и налогообложение / А.Э. Сердюков, Е.С. Вылкова, А.Л. Тарасевич. – М.: Питер, 2014. – 704 c.
21. Скворцов, О. В. Налоги и налогообложение / О.В. Скворцов. – М.: Академия, 2015. – 224 c.
22. Теория и история налогообложения / Л.В. Попова и др. – М.: Дело и сервис, 2017. – 368 c.